ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ.

 

Могущественное произведение Тома Корнеля. В нём он в 1681 году с юмором касается следующих вопросов :

а) алхимии,

б) результативности поиска кладов,

в) чем заняты сионисты и каббалисты,

г) кто это такие масоны, розенкрейцеры и прочие "братья".

 

Одним словом - бомба. Отрывок.

 

Все они выдвигаются, и высказывают знаки ликования, напевая эти стихи.

Поём и празднуем победу

За то, что нас покрыли славой.

Спасибо Мудрецам за это,

Пусть любовь не будет малой.

После того, как спели куплет, один из Элементов, обращаясь к маленькой Гномиде, поёт следующее.

О Гномида, что вылезла из сланца,

На которую пало предпочтение,

Соединим прелести танца

Мы ищем Единение.

Маленькая Гномида танцует Менуэт ; после чего Маркиз, изображающий Сильфа, приходит к Мариане и поёт эти стихи, глядя на неё.

Лёгкий Элемент – вот он я, перед вами;

Не знаю даже, что сказать…

Обязуйте меня моими словами,

А сами отвечайте только делами :

Не надо и  лучшего желать.

Четыре Элемента танцуют все вместе, и, когда их танец закончен, Саламандр и Ундин вместе поют эти слова.

Спектакль красив

Когда нас вместе наблюдают.

Есть в нём и новый мотив.

Но не многие знают,

Что водой огонь залив,

Когда любят, пламя не теряют.

После этих песнопений и танцев, Элементы  повторяют

Поём и празднуем победу

За то, что нас покрыли славой.

Спасибо Мудрецам за это,

Пусть любовь не будет малой.

Господин Магис, довольный этими знаками всеобщего веселья, просит Гномиду изменить свой размер с маленького на побольше. Она отвечает, что земля её Элемент, и выйдет оттуда именно такой, как он хочет. Карлица убегает, и из-под земли постепенно поднимается громадный человек. Сначала обнаруживается лицо, а чуть позже и всё остальное. Тем временем поются следующие стихи.

Расти, расти большая, Гномида,

Мудрецу угодить надо.

Расти, расти большая, Гномида,

Чтоб в семье не было разлада.

Давай ещё, поспеши, покажись.

Это блестяще ! ну всё становись !

Ещё чуток, нужно для вида.

Расти, расти большая, Гномида,

Довольно уже. Давай. Прекращай.

Иначе размер совсем через край.

Хватит, будет. Довольно расти.

Иначе мужа уже не спасти. 

Г-н Магис, увидев большую женщину вместо ребёнка, настолько поражен этой метаморфозой, что с трудом верит своим глазам.

 

 

ЧИТАТЕЛЮ.

Сюжетно-сценарные книги обычно составляются только для пьес, наполненных песнями или больших спектаклей. В этой, мало песнопений и цирковой акробатики, хотя декорации имеют место быть. Главная причина того, книга издаётся, заключается в новизне предмета. Речь пойдёт о Философском камне, Истории рыцарей розенкрейцеров и о тайнах так называемой Каббалы.

 

Я ничего не говорю о Философском камне. Нет ничего более известного. Он породил почти бесконечное количество томов научных трудов. Многие люди о нём рассуждают, но при этом лишь немногие знают чуть больше, чем название. Розенкрейцеры имеют давние деловые контакты с теми, кто его ищет, а также с особой сектой, которую именуют каббалистами. Разница между ними только в том, чтобы убедить нас, что каббалисты и розенкрейцеры уже обладают методиками добычи, а алхимики - зелёные новички, отдающие поискам золота свою жизнь. Так или иначе, все эти отрасли народного хозяйства, собранные в одной пьесе, бесконечно радуют зрителя, поскольку связаны между собой. Вот что говорит Нодэ в своей книге, напечатанной в Париже в 1623 году, под названием «Введение в Историю Франции» об истинности учения розенкрейцеров. В 1615 году Жан Брингейн напечатал во Франкфурте книгу, содержащую историю этого братства. Из неё следует, что их первым основателем был немец, родившийся в 1378 году у очень бедных, хотя и знатных родителей. Он совершил путешествия в Турцию и Аравию, где остановился в йеменском городе по имени Дамар, в котором обитали философы, жившие совершенно необыкновенно и хорошо разбирающиеся в явлениях природы. Они сразу приветствовали гостя по имени и рассказывали про всё, что произошло ранее в его жзни. Он сам этого не рассказывал, отчего можно сделать вывод, что они узнали всё из каких то иных источников. Они заверили, что его давно ждали, поскольку он должен переформировать Вселенную, и поведали бесконечное множество тайн. Затем он отправился к варварам, где остановился в марокканском городе Фез  для общения с мудрыми каббалистами. Далее его путь лежал в Испанию, из которой затем был изгнан, поскольку именно в эту почву он желал посеять основание своего Учреждения. И оттуда он удалился к себе назад в Пруссию, где жил в одиночестве до ста шести лет, будучи здоровым телом и духом, не имея каких-то неудобств по болезни, где и умер в 1484 году, оставив своё тело в усыпальнице, которая служила ему гробницей 120 лет, после чего он должен быть быть обнаружен, а его череп и кости стать поводом собрания у Братства. В пьесе показана эта пещера. Я вам больше ничего не скажу: книгу Габриэ́ля Нодэ́ надо тогда всю перепечатывать. Отец Франсуа Гарасс в книге под названем «Курьёзное учение» тоже составил большой трактат. Он называет авторов, которые писали про это, и говорит, что они называют себя братьями розенкрейцерами, а иначе Братьями, привязанными к тайне, или каббалистами ; что секта эта берёт своё начало в Германии, и таков обычай этой страны, что во всех гостиницах помещают над потолком Корону из свежих или сухих роз, чтобы дать понять, что нужно хранить молчание и забыть произносить слова, которые обычно вырываются под воздействием винных испарений. В доказательство этого древнего обычая он сообщает, такую эпиграмму Марциала.

Inde Rozam menfis hospes suspendit amicis

Conviva, ut sub eâ, dicta, tacenda sciat.

И добавляет, что это пословица в Германии ; я говорю вам под розой, дескать, в тайне.

 

Розенкрейцеры и каббалисты были фантазёрами, которые в своем безумии убеждали себя, что достигли мудрости в высшей инстанции. Они знали своего основателя только под именем «Просвещённого брата-розенкрейцера», и между другими законами, которые они сами себе сочинили, был один, который требовал, чтобы Роза и Крест служили им и как талисман, и как символ, и как печать. Их виде́ния, а особенно нелепые мысли о том, что каждая стихия наполнена невидимыми обитателями, и что они могут вступать с ними в альянсы, выступая в роли Мудрецов, появляются в моей пьесе. Многие историки, включая Жозе́фа Франсуа́ Дюпле́кса в их числе, упоминали про розенкрейцеров, и в 1623 году про них говорил весь Париж. Что касается каббалистов, то вот их авторы : Пауль Риций, Рабби Йозеф, Леóн Эбрео, Йохан Реуклинус, Архангел Бургонвенсис, Абраамус Левита Эспанус, Пикус Мирандуланус, Параколс де Пигмис, Нимфис, Сильфис и Саламандрис. Поскольку среди желающих найти истину в экстравагантном вообржариуме каббалистов много неразберихи, Публичная Сатира единственный способ заставить их ступить на бренную землю. Именно здесь становится возможным исправлять слабости и пороки, и именно здесь комедия становится полезной. Можно было бы сказать, что Господин Магис излишне, черезчур простодушен, но театр каждый день представляет нам людей, под воздействием не менее фантастических виде́ний. Какими бы розенкрейцеры не казались смешными, всегда найдутся сумасшедшие, которые поддержат их историю. Её напечатают. Господин Магис прочитает и западёт, как и на всё другое. Ведь он воочию увидел, что несколько авторов серьёзно отнеслись к делу, а как после этого не заставить себя поверить. Даже если эта пьеса кончится без того, что Госпожа Раймонда разуверуется в философском камне, достаточно того, что они отдадут своих дочерей людям, которые в него не верят, а те найдут способ дать знать о своём неверии. Как только им подкинут парочку свадеб, вся их кабаллистика закончится, не успев начаться.

 

Что касается искателей сокровищ, которых мы желаем разуверить на примере г-на Магиса, то и их немало во Франции и за её пределами, и мы заставили людей, считающих себя умелыми, ворошить много земли. Есть весьма недавние истории, к которым я не хочу прикасаться. В Италии мода на частые находки сокровищ древних римлян. Говорят, что Нерон тратил огромные суммы на поиски сокровищ карфагенской Дидоны. Мы старались сделать все эти материалы вам приятными и понятными без прикрас. Было довольно сложно относиться в комической манере и приспособить к театру то, что казалось серьезным на вид. Просим слушать внимательно, прежде чем вынести своё суждение, ведь нельзя осудить то, чего не знаешь.