ТАРТЮФ ИЛИ ОБМАНЩИК.

 

Вы хотите Тартюфа ? Он есть у меня.

 

Тартюф Оригинального Издания Господина Де Мольера не имеет ничего общего с теми персонажами, которые предстают на сцене в российских театрах. 

 

По действующим лицам.

 

ОРГОН – госслужащий, вор и муж кукольд, который поощряет и приветствует распутный образ жизни своей новой супруги. Игровой возраст Оргона 40-50 лет. Его роль похожа на главного персонажа более ранней пьесы Мольера «Сганарель или жалобы кукольда» : только если там был пьянчуга, то здесь богатый госслужащий. У Оргона имеются и гомосексуальные склонности, но деталей зритель так и не узнает. Носит бороду. Немного толстоват. Внешность напоминает классический типаж российского «олигарха». Он желает переписать своё имущество на проходимца, которого нашёл на паперти у церкви, чтобы уйти от расследования финансовых махинаций и риска обнаружения доказательств участия в подготовке политического заговора. Актёр не должен демонстрировать из себя экзальтированного простака, а, напротив, играть корректного, острожного и очень жуликоватого мужчину. Это должно интриговать зрителя и вызывать недоумение : зачем же «олигарху» понадобился Тартюф?

 

ТАРТЮФ. Примерно ровесник Оргона или чуть моложе, 30-40 лет. Согласно изначальному замыслу автора Тартюф реальный «батюшка» низового церковного звания, который попадает в логово разврата. Однако, после жёсткой критики сразу же после первых постановок при Дворе пришлось придать персонажу мирскую окраску. То есть сделать Тартюфа не священником, а попрошайкой с непростой судьбой.
Достаточно трёх типажей :

а) «Экзальтированный фанатик» – типаж актёра В.И.Сухорукова,

б) «Писклявый филёр» – типаж актёра Ю.В.Краскова,

в) «Ветеран «горячих точек»» – суровый небритый мужчина.

Лучше третий вариант. Можно и совместить все три прототипа. Главное : Тартюф самый обычный человек. Он жертва своей судьбы, которая послала ему жену-шлюху и её мужа-кукольда.

 

ЭЛЬМИРА – мачеха для детей Оргона ДАМИСА и МАРЬЯНЫ. Возраст – 30-40 лет.

Из признания Оргона известно, что к Эльмире уже прибывало не менее 6 гостей-мужчин, которых Тартюфу удалось выпроводить. Такова статистика.

Главное, что актёры должны понимать : из текста Мольера очевидно, что факт измены супруги Эльмиры с Тартюфом не печалит Оргона. Наоборот. Он предлагает Тартюффу пользоваться ею. См. сцену VII акта III :

Т. : Я буду вашу супругу обходить стороной.

О. : Нет же, вопреки всему, посещайте её покой.

Мне очень нравится злить людей ;

И я сам хочу, чтоб вас видели с ней.

В свою очередь Эльмира, обделённая наследством, желает дискредитировать Тартюфа, рассматривая его как конкурента на деньги. В результате, изображая своё «соблазнение» (конечно, в кавычках), та провоцирует Тартюфа на неприятную фразу в отношении её мужа. См. завершение речи Тартюфа в сцене V акта IV :

Нужна ли ему эта тревога !

Между нами, мужу вашему - дальняя дорога.

Сцена V Акта IV изобилует признаниями Тартюфа в нежных чувствах к Эльмире. Зритель и читатель попадают под влияние заблуждения, будто Оргон, побывав под столом, вдруг заревновал и решил прогнать своего протеже. На самом деле все разговоры сторон в рамках этого своеобразного «любовного треугольника» производное от лицемерия и специфики их развратной жизни.

 

КЛЕАНТ – брат Эльмиры. 30-40 лет. Весь в свою сестру. Скрытный участник распутных вечеринок. Главный лицемер в данной пьесе. «Галант» одет по моде, очков не носит : некоторые режиссёры представляют его этаким «ботаником»-нравоучителем, но это в корне не соответствует авторскому замыслу и всем его лживым лицемерным монологам.

 

ДОРИНА – хорошенькая служанка с лёгким поведением. Очень молодая, игровой возраст 18-20 лет и при этом по-деловому всех учит жить. Имеет давнюю связь с Клеантом, а также и с Оргоном тоже. Понять, что Дорина сожительствует с Клеантом зрителю не просто. Но Тартюф знает тайну. Тартюфу она не интересна. Он разговаривает с ней коротко, холодно, презрительно. Как с животным, с низшим существом. 

 

ДАМИС – сын Оргона, был изгнан из дома вовсе не потому, что стал ругать Тартюфа. Причина для изгнания отцом : особые отношения Дамиса с мачехой Эльмирой, которым Оргон хочет положить конец. Так Оргон говорит супруге :

Сына-подлеца известны ваши потакания.

Фактически в силу этой намечающейся связи отец семейства стоит перед выбором – либо выгнать из дома докучливого сына, либо свою новую жену.

 

Брак ТАРТЮФА на дочери ОРГОНА МАРЬЯНЕ по замыслу отца призван обезопасить перепись имущества. Это как-то прописывается в брачном договоре дочери, который привязывается к юридическому факту составления дарственной. Вплоть до последней сцены он не выдал дочь, а лишь намерен это сделать. Тартюфу Марьяна не нравится. Жених к ней относится … никак. Сама Марьяна не против, но иной вариант ей предпочтительней.

 

Нужно отметить ещё один важный момент. Взяв к себе Тартюфа, Оргон как бы «убивал двух зайцев». Он переписывал имущество, добытое за счёт взяток, а также делал Тартюфа номинальным хранителем-владельцем сундука с компроматом на действующих правителей, который мог быть обнаружен. В свою очередь Тартюф был поставлен ситуацией перед выбором : или он приобретал имущество Оргона согласно составленного на него договору дарения, или активировал бы сундук с компроматом жалобой Принцу, «топя» и Оргона, и имущество. Тартюф предпочёл второе, ставя вопрос бренных земных вещей мимо своего интереса. Он посчитал, что «вор должен сидеть в тюрьме», тогда как Принц оценит усердие. Сюжет, конечно же, взят Мольером из реальной жизни.

 

Французские комментаторы считают едва ли не самой  комичной в данном  произведении фразу ПОЛИЦЕЙСКОГО ЧИНОВНИКА : Nous vivons sous un Prince ennemi de la fraude, которая дословно переводится так «Мы живём под принцем, врагом обмана».. Принц где-то сверху, лишь «кукла» для народа, а всё государственное управление осуществляется такими, как ОРГОН. Фактически Тартюф стал наивным курьером, который отнёс в прокуратуру доказательные материалы, как если бы выкинул их в мусорную корзину. Ценой своей покалеченной судьбы он поднял Оргону авторитет в среде таких же, развлёк их своим рвением.

 

Как следует из вышесказанного, произведение более чем основательно и дружит со здравым смыслом, а не представляет собой повод для хаотичных метаний по сцене актрис в роли ДОРИНЫ и ЭЛЬМИРЫ.